Основными задачами по физическому воспитанию дошкольников являются:
- охрана и укрепление здоровья детей;
- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
- создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- обеспечение физического и психического благополучия.
В организации физкультурных занятий и в подвижных играх реализуется индивидуальный подход к детям:
- формируются подгруппы детей на основе состояния их здоровья и темпов физического развития;
- ведется наблюдение за самочувствием каждого ребенка на занятиях;
- варьируется нагрузка и содержание занятий в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка и т.д.
Организованная двигательная деятельность в детском саду:
- физкультурное занятие (3 раза в неделю, в т.ч. 1 раз на улице)
В каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:
младший возраст: занятия должны доставлять удовольствие, научить детей ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приемам элементарной страховки;
средний возраст: занятия должны развить физические качества (прежде всего выносливость, силу)
старший возраст: занятия должны сформировать потребность в движении, развить двигательные способности и самостоятельность и т.д.
- утренняя гимнастика (ежедневно);
- физкультминутки, двигательные перемены (ежедневно);
- подвижные игры и спортивные упражнения на прогулке (ежедневно);
- индивидуальная работа по развитию движений (ежедневно);
- гимнастика после дневного сна (ежедневно);
- Неделя здоровья (2-3 раза в год);
- физкультурный досуг (1 раз в месяц);
- физкультурные праздники (2 раза в год).
«На зарядку становись!»
Утренняя зарядка – что нужно знать о ней, чтобы она приносила радость и положительный эффект?
Во-первых, не следует путать эти два понятия – утренняя зарядка и физическая тренировка. Утренняя зарядка преследует цель ускорить приведение организма в работоспособное состояние после сна, повысить общий тонус и настроение, устранить сонливость и вялость. Она не предназначена для того, чтобы тренировать организм.
Во-вторых, утренняя зарядка должна состоять исключительно из упражнений на гибкость, подвижность, дыхание. Этот вид физической деятельности призван усиливать ток крови и лимфы, активизировать обмен веществ и все жизненные процессы, ликвидировать застойные явления после сна. Утренняя зарядка исключает использование упражнений на силу и выносливость.
В-третьих, в качестве исходных положений используются положения, сидя и лежа. То есть, можно начать делать утреннюю зарядку не вставая с постели. Выполнять упражнения нужно медленно и без резких движений. Утренняя зарядка, а точнее ее нагрузка и интенсивность должны быть значительно меньше, чем при дневных тренировках. В целом утренние физические нагрузки не должны вызывать утомления. Ведь организм еще не совсем проснулся и не может работать с полной отдачей.
С ребенком утреннюю зарядку можно проводить со второго года его жизни в виде развлекательной игры с элементами ходьбы и бега. Необходимо учитывать следующую последовательность упражнений. Первыми выполняются упражнения дыхательного типа для плечевого пояса. Например, поднимание рук в стороны и опускание их вперед или хлопки ладонями на уровне груди или за спиной.
Упражнения для мышц спины и живота и развития гибкости позвоночника. Например, приседания с легким наклоном головы вперед или наклоны корпуса вперед. При этом руки касаются голеней, потом корпус выпрямляется, руки отводятся за спину. Эти упражнения дают большую нагрузку и должны следовать за более легкими, такими как дыхательные.
Затем должны снова идти упражнения, способствующие расширению грудной клетки. Например, поднимание рук в стороны до уровня плеч и их опускание.
Упражнения с большей нагрузкой, например наклоны и приседания, выполняются по два-три подхода.
После всех упражнений нужен кратковременный, секунд 10–15, бег или подпрыгивания. Заканчивают гимнастику ходьбой на месте, во время которой стараются нормализовать дыхание.
Будьте здоровы!
Источники:
- http://nicebody.3dn.ru/publ/sport_i_zdorovyj_obraz_zhizni/sovety_nachinajushhim_i_metodiki/est_li_tolk_ot_utrennej_zarjadki/6-1-0-20;
-Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан ПиН 2.4.1.3049-13.